Все спортивные аутлеты России в одном месте

История бренда Dr. Martens

Незадолго до окончания Второй мировой войны немецкий военный врач Клаус Мертенс повредит лодыжку, катаясь на лыжах, и за период восстановления сошьет себе пару ботинок в разы удобнее своих старых армейских. В 1947 году в городке Зеесхаупт под Мюнхеном Клаус и его университетский товарищ Герберт Функ начнут производство крепких ботинок из кожаных офицерских штанов: они снабдят подошвы из списанных покрышек военных самолетов амортизирующей воздушной подушкой, а стельки будут шить из армейских погон.

Еще 13 лет спустя в Великобритании поступит в продажу первая пара ботинок Dr. Martens: темно-вишневых, с упругой подошвой, 8 отверстиями для шнуровки и стальным стаканом в носке, гарантирующим их долговечность. Модель назовут «1460» в честь даты ее выхода – 1 апреля 1960 года.

Английская компания R. Griggs & Co. стремилась обуть английский рабочий класс, но никак не создать икону молодежных субкультур всего мира… Что ж: история рассудила иначе.

Рождение легенды

В 1959 году Клаус Мертенс и Гебрерт Функ, успешные совладельцы мюнхенской фабрики, производящей уже 200 разных моделей ботинок, решают выйти на международный рынок. Их реклама в британском каталоге Shoe and Leather News привлекает внимание Билла Григгса из R. Griggs Group, и он приобретает лицензию на изготовление резиновых подошв с воздушной амортизирующей подушкой.

Новую английскую торговую марку назвали в честь изобретателя подошвы, изменив написание немецкой фамилии Märtens на английский манер: Dr. Martens. Григгсы адаптировали форму пятки, добавили фирменную желтую строчку по ранту, зарегистрировали торговую марку подошвы AirWair и украсили голенище ярлыком с надписью With Bouncing Soles («С пружинящей подошвой»).

Первые Dr. Martens шились на фабрике в Уолластоне, графство Нортгемптоншир, и на ряде окрестных фабрик. Они стоили всего два фунта стерлингов и сразу приобрели популярность у работников фабрик и заводов, строителей и полицейских, военных и почтальонов (для них по заказу британской почтовой службы даже разработали новую низкую модель с тремя отверстиями для шнуровки, получившую название «1461»). Социалист Тони Бен, член британского парламента и борец за права профсоюзов, первым из публичных персон надел Dr. Martens в знак единения со своими избирателями.

Молодежные субкультуры и мода на Dr. Martens

На рубеже 50-х и 60-х гг. в Великобритании сформировалось течение «модов» (mods), щедро тративших деньги на свои культурные привычки и внешний облик. В 63-м году от них отделилась субкультура скинхедов: бритые головы и нарочито грубая одежда стали для них знаком протеста против «высокой» моды, символом причисления себя к трудящимся слоям общества и своей «непохожести на других».

По иронии судьбы именно скинхедам предстояло заложить основу одной из наиболее массовых фэшн-культур: они всего лишь надели «мартенсы», которые к тому моменту прочно ассоциировались с рабочим классом. И вот уже в начале 70-х Пит Тауншенд, лидер группы The Who, выступает в ботинках Dr. Martens, а за ним их начинают носить многие музыканты и исполнители. Вот уже фанаты футбольного клуба «Челси» не вылезают из синих «мартенсов». Вот уже хиппи, панки и готы носят черные, вишневые или синие модели, разрисовывая их и всячески дополняя: в ход идут ленты, клепки, цепочки, нашивки…

В 80-е «мартенсы» носят уже самые разные люди любых возрастов и сословий, не имеющие отношения к конкретным культурам или субкультурам. В 90-е девушки надевают грубые ботинки с высокими гольфами к легким женственным платьям, вызывая ужас мам и бабушек столь вопиющим модным диссонансом. Марка Dr. Martens представлена в десятках стран, включая Россию, и ассоциируется с молодостью и ярким образом жизни. Существует уже более 3000 моделей разной палитры, отделки, фактуры кожи и формы носка, но желтая прострочка и уникальная подошва AirWair неизменны.

Dr. Martens сегодня

Последнее десятилетие ознаменовано капсульными коллекциями и коллаборациями Dr. Martens с известными мировыми дизайнерами и модельерами, музыкантами и деятелями искусства. Настоящей бомбой стал показ модного дома Jean Paul Gaultier в юбилейном для бренда 2010 году: модели на подиуме фланировали в «мартенсах». В честь 50-летия Dr. Martens также вышли ботинки и туфли от Hello, Kitty – а в родном Нортгемптоне открылась выставка Martens at 50: Making of an Icon.

Натуральная кожа, из которой «мартенсы» шьются и сегодня, пропитана водоотталкивающим составом. Их рифленая износостойкая каучуковая подошва не скользит на льду и не чувствительна к маслам, кислотам или бензину, а ее воздушная подушка – превосходный амортизатор, делающий ходьбу максимально комфортной. Форма ботинка повторяет анатомические изгибы стопы.

В портфолио Dr. Martens также входят одежная линейка и аксессуары.

Отзывы (0)

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*